Email: muz.deti@gmail.com

Телефон: +7 846 6044956

Поступающим в первый класс

Детская школа искусств

Кинель-Черкасского района
Самарской области

Вместе с нами в мир искусства!

Исследовательские пособия учащихся

Дата: 02.09.2017 Рейтинг: 11

«СОЗДАННАЯ ПО УКАЗУ ПЕТРА» 300 ЛЕТ РУССКОЙ ВОЕННОЙ МУЗЫКЕ

реферат IX Межрегиональный фестиваль Детского и юношеского творчества «Маэстро марш» Межрегиональный конкурс авторских исследовательских работ в области искусства «Содружество. Евразийские ART-Диалоги» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» муниципального района Кинель-Черкасский «СОЗДАННАЯ ПО УКАЗУ ПЕТРА». 300 ЛЕТ РУССКОЙ ВОЕННОЙ МУЗЫКЕ. Реферат Работу выполнила: ученица 4 класса ДШИ Пряникова Анастасия Руководитель: Булкина Татьяна Александровна Муниципальный район Кинель-Черкасский 2013 год

Введение

1 ноября 2012 года. Детская школа искусств №1 имени Д. Д. Шостаковича. Впервые я принимала участие в конкурсном выступлении VIII межрегионального фестиваля – конкурса «Маэстро марш».

Именно в этот день я испытала ни с чем несравнимое чувство сопричастности с далекими историческими событиями. Строгий ритм, приподнятый тонус, фанфарные возгласы труб – и как по - волшебству возникает живая картина того времени - оркестр, сопровождающий слаженный строй мужественных ратников, которых приветствуют по пути их шествия горожане. Строевые песни, военные и концертные марши, произведения в исполнении духовых оркестров, упругий ритм, энергия движения-все это слилось, в одно - в пафос воодушевления, патриотичности, возвышенности.

Военная музыка всегда была, есть и будет близка и понятна каждому человеку, ведь это связь поколений, это история нашей страны, которую мы обязаны знать, чтобы стать достойными гражданами великой страны-России. Именно поэтому я обратилась к теме моего реферата, мне захотелось изучить историю военной музыки, осветить ее как часть отечественной и мировой культуры, как носителя музыкального искусства России.

Глава I.

Военная музыка в России XVI-XIX века.

В России военная музыка издавна способствовала формированию высоких морально-боевых качеств русского солдата. В период Киевской Руси и позже военные походы сопровождались музыкой с применением труб, бубнов ,сопелей(деревянныхдудок).

Со 2-й пол. 16 в. и особенно к середине 17 века на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы-трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство. При Иване IV в 1547 году впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С тех пор военная музыка осталась камертоном души российского военнослужащего. Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Создание в начале 18 века массовой регулярной национальной армии потребовало новой организации военно-музыкальной службы в войсках. В пехотных полках (кроме гвардии) были введены штатные оркестры, состоявшие из 9 «гобоистов» (общее наименование воен. музыкантов) и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту). В «Уставе воинском» (1716, изд. в Петербурге в 1826) и др. документах регламентированы действия войск, производившиеся под В. м. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих (позже называвшиеся кантонистами) обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам, игре на музыкальных инструментах. В. м. находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инструментальными композициями фанфарно-героического и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственным, торжественным, встречным, застольным, «виватным» и другим кантам. Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали наряду со знаменами и орденами награждать серебряными георгиевскими трубами1 как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.

В период царствования Екатерины II произошло увеличение штатов полковых оркестров. Военно-патриотическое и социально-культурное значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн. Выдающийся российский полководец А.В.Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». Развитие музыкального искусства в начале XIX века во многом определилось событиями Отечественной войны 1812-1814 гг. Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. Патриотический порыв, рост национального самосознания, связанный с освободительной войной против Наполеона, ярко проявился в сфере военной музыки. Русская военная музыка оказывала влияние на строевой репертуар зарубежных, в частности немецких, военных оркестров. Введённые в русских военных оркестрах в начале 19 в. Технические усовершенствования медных инструментов были затем заимствованы английской армией.

Во второй четверти XIX века в России в полосу расцвета вступают дарования А.С.Даргомыжского, М.И.Глинки, А.А.Алябьева и других композиторов. В это время делаются первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. Сохранилось крылатое выражение того периода: «Военный оркестр – это визитная карточка полка».

Особое влияние на развитие военно-оркестровой музыки оказала деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора «военно-музыкальных хоров» Морского ведомства. Проводившиеся им на флоте преобразования составов военных оркестров и организация подготовки кадров для них послужили отличным примером для подражания при проведении подобных реформ в армии.

Во второй половине XIX века использование военной музыки в бою становилось ограниченным в связи с увеличением плотности огня и маневренности войск, произошедшего вследствие развития военной техники и вооружения.

Во время войн с Турцией русские военные музыканты познакомились с турецкой или «янычарской музыкой», которая была включена в русские военные оркестры; вслед за Россией её ввели в свои военные оркестры и другие европейские страны. В свою очередь, некоторые обрусевшие музыканты - иностранцы внесли вклад в развитие русской военная музыка.

В ходе русско-японской и Первой мировой войны военные оркестры принимали активное участие в войсковых операциях. Многие отечественные военные музыканты пали на полях сражений, а отличившиеся воинские подразделения нередко награждались серебряными георгиевскими трубами. В мирные дни военные оркестры продолжали участвовать в строевом обучении войск, в многочисленных парадах, в музыкальном оформлении воинских ритуалов.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. м. насыщается новым содержанием; она несёт в массы мелодии «Марсельезы», «Интернационала», революционных песен и боевых патриотических маршей. Из простого атрибута военного строя, обучения и боя она превращается в важное орудие массово-политической работы, воспитания красноармейцев и гражданского населения в революционном духе. Первые советские полководцы и военачальники закладывали идейно-художественные и организационные основы советской В. м. М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, Г. И. Котовский, И. А. Щорс, С. Г. Лазо и другие прославленные герои Гражданской войны лично содействовали становлению советского военно-оркестрового искусства. С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военно-оркестровой службы.

Глава II.

Военная музыка в годы Великой Отечественной войны.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 военная музыка иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.). Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам. В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.

Огромную концертную работу в годы Великой Отечественной войны вели профессиональные и самодеятельные ансамбли песни и пляски. В ходе войны штатные ансамбли были созданы на всех фронтах и во всех военных округах, а так же во многих армиях. Там, где не было штатных ансамблей, возникали самодельные. Музыкальной «базой» таких коллективов чаще всего становился военный оркестр. Даже в условиях подполья, нелегального положения в партизанских отрядах и соединениях, находящихся в тылу врага, возникали самодеятельные музыкальные коллективы - такова была в годы войны неодолимая тяга к песне, музыке, художественному творчеству.

«Старейшина» этого вида армейского искусства, Краснознаменный ансамбль песни и пляски с первых дней войны включился в работу по культурно-художественному обслуживанию войск. Коллектив был разбит на три концертные бригады. Две из них постоянно выезжали на фронты. Третья, находившаяся в Москве, выступала перед воинами столицы, провожала маршевые роты, отправлявшиеся на фронт, давала концерты в госпиталях для раненых. Всего в годы войны ансамбль дал около 1500 концертов.

В первые дни войны руководитель ансамбля А. В. Александров создал песню «Священная война». Она стала символом освободительной борьбы нашего народа с фашизмом и по всеобщему признанию является лучшим произведением песенного жанра военного периода.

Из многочисленных фронтовых и флотских музыкальных коллективов следует выделить ансамблю песни и пляски под руководством И. Шейнина. Возникшим одним из первых, этот коллектив прошел большой путь от Сталинграда до Берлина. Обычные фронтовые ансамбли выступали в летнее время на открытом воздухе; сценой им чаще всего служила пара сдвинутых грузовиков с опущенными бортами, а зрители располагались прямо на земле.

Штатные ансамбли не успевали обслуживать все части и соединения фронта, да и у самих красноармейцев и командиров, несмотря на все трудности и лишения военного времени, неистребимо жила тяга к художественному творчеству. Вот почему на фронтах и флотах, как и в тылу, широчайший размах получает самодеятельное искусство. Оно встречает поддержку и помощь со стороны командиров, политработником и политорганов. Искусство на полях сражений Великой Отечественной войны неизмеримо отличалась оптимизмом, актуальностью, умением откликнутся на злободневные события, найти путь к сокровенным мыслям и чувствам людей, защищающих Родину.

Советские артисты, музыканты, все деятели искусства работали напряженно и самоотверженно; они находились на переднем крае борьбы с фашизмом и своим вдохновенным творческим трудом приближали долгожданный День Победы.

Глава III.

Военные оркестры в годы войны. Не менее интенсивной была работа военных оркестров.

Их искусство вливало бодрость в сердце бойцов, наполняло их верой в победу, способствовало воспитанию жгучей ненависти к фашистам. Военные музыканты не раз были вынуждены откладывать в сторону инструменты, чтобы с оружием в руках давать отпор врагу. Тем не менее, на фронтах Отечественной войны не смолкали боевые марши и песни, которые исполняли армейские и флотские оркестры. Вот что вспоминает ветеран войны генерал-лейтенант Е.Постушенко: «В Великой Отечественной войне музыка, песня были активными нашими помощниками. Они вели войска в бой и в победе на гитлеровским фашизмом…сыграли не мало важную роль». К примеру, войско генерал-полковника Николая Григорьевича Лященко « завершили прорыв блокады Ленинграда под боевой марш сводного военного оркестра, игравшего на переднем крае при развернутых знаменах полков». Немало воспоминаний сохранилось о героизме , стойкости и мужества советских военных музыкантов, о боевых делах фронтовых оркестров, которыми в годы войны руководили дирижеры Диденко, Маян, Немченко, Шустаков, Мищерин и многие другие.

Никогда не забудется подвиг легендарных защитников Брестской крепости. В их числе и военные музыканты. Среди них находился и юный трубач Петя Клыпа. Наши военные оркестры играли не только для советских бойцов, но и для освобожденных от фашистов городов и сел.

Многие военные дирижеры во время войны расстались со своей мирной профессией и возглавили боевые части и подразделения. Так, военный дирижер Н.Назаров в годы войны командовал 14-м воздушно - десантным, а затем 26-м стрелковым полками. Боевыми подразделениями командовали многие военные дирижеры и музыканты. Один из них бывший парторг курса военного факультета Московской консерватории Александра Сироха. В бою под Сталинградом рота капитана Сирохи стойко оборонялась от превосходящих сил противника и сорвала его наступление. Сам Сироха погиб смертью героя. На других фронтах пали смертью храбрых трое его братьев в память об их подвиге в их родном селе Печеры, Винницкой области, одна из улиц названа именем братьев Сироха. Сам Александр Сироха был посмертно награжден орденом Отечественной Войны I степени, а его имя присвоено музыкальной школе поселка Яшкуль Калмыцкой АССР, в районе которого погиб отважный музыкант. На мраморной доске золотыми буквами увековечена память о выпускниках военно – дирижерского факультета, погибших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. Однако список этот далеко не полон. В нем нет имен пропавших без вести, имен военных дирижеров, не являвшихся выпускниками факультета, нет наконец, имен и многих сотен, а может быть, и тысяч музыкантов, погибших в боях с фашистами.

В августе 1943 года победой над немецко-фашистскими захватчиками завершилась битва на Курской дуге. Были освобождены города Орел и Белгород. В честь этого события 5 августа салютовали победителям двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий. С тех пор салютами отмечались все крупные победы.

В День Победы над фашисткой Германией 9 мая 1945 года был произведен салют 30-ю залпами из 1000 орудий, а 24 июня этого же года состоялся Парад Победы на Красной площади в Москве.

В годы во многих военных оркестрах и на флотах проводились конкурсы и смотры – соревнований военных оркестров. Так в 1943 году конкурсы прошли на Дальневосточном и Закавказском фронтах. В 1944 был принят новый Гимн Советского Союза.

Важное значения для развития военно-оркестрового дела в армии и на флоте, для дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства повышения воспитательной роли оркестров имел приказ народного комиссара обороны от 27 марта 1944 года. В приказе подчеркивалась важность деятельности военных оркестров для воинского и идейного воспитания личного состава армии и флотов. Приказом запрещалось использование военных оркестров не по их прямого назначения.

Заключение

История русской военной музыки имеет большую историю. Она прошла очень долгий путь развития от военных походов в сопровождении музыкальных сигналов, с применением труб, бубнов, деревянных дудок, до современного военного оркестра с множеством правил и законов. Созданная по указу Петра I, предназначенная для исполнения при боевом обучении и воспитании войск, проведения парадов, строевых смотров и различных воинских ритуалов - русская военная музыка является уникальным явлением отечественной и мировой культуры, ее неотъемлемой частью. Говоря словами великого русского полководца А.В. Суворова, «эта музыка нужна и полезна; она удваивает, утраивает армию».

Созданная в армии и для армии военная музыка не потускнела от времени, наоборот – с его ходом вперед все больше раскрывается ее красота и сила воздействия на нас, ведь военная музыка – это история Родины, история музыкальной культуры, выраженная в звуках.

Список использованной литературы

1. Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963;

2. М.Черток «Русский военный марш». Москва «Канн» 2012;

3. В.Тутнов «История военной музыки России». Москва, «Музыка» 2005;

4. Е.Аксенов «Военная музыка России».Москва 2007;

5. Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л, 1965

6. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990

7. OXFORD Большая энциклопедия школьника, «Росмэн», 2001

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/

9. http://www.kremlin-military-tattoo.ru/

10. http://marsches.zbord.ru/viewforum.php?f=1

«Трудовой подвиг школьников села Кинель –Черкассы

в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года».

реферат

Слинченко Екатерина – ученица 6 класса фортепианного отделения МБОУ

ДОД «ДШИ» м. р. Кинель – Черкасский.

Ушли на фронт родители Отчизну защищать,

А нам – детишкам маленьким – картошку убирать.

Девчоночья бригада пять – двенадцать лет,

Но выполнили честно мы родительский завет.

Вязали варежки, носки, на фронт их отсылали,

И тем победу над врагом коварным приближали.

22 июня 1941 года многие школьники играли на улице вместе со своими друзьями. Впереди было больше двух месяцев летних каникул, не было никаких забот, поэтому игры их казались ещё веселее, чем всегда. Казалось, что ничто не омрачит их безоблачное детство. Однако именно в этот тихий тёплый вечер многие из них впервые услышали слово «война». Война в корне изменила жизнь моих сверстников, живших в Кинель - Черкассах в годы Великой Отечественной войны. Объединенные единой волей, единым порывом, они наряду со взрослыми самоотверженно трудиться в тылу, приближая долгожданную Победу.

28 июня 1941 года в газете «Колхозная жизнь» появилось обращении ко всем учащимся, комсомольцам, пионерам, школьникам: «Комсомольцы, пионеры и школьники! Вместе со всеми трудящимися нашего района должны, не жалея сил и времени, помогать Красной Армии в победе над врагами. Мы должны заменить ушедших в действующую Армию на трудовом посту. Мы берем на себя следующие обязательства, которые клянёмся выполнять с честью: организовывать бригады по прополке наших социалистических полей, не дать ни одному сорняку мешать росту нашего советского хлеба. Организовывать бригады и звенья по уходу за огородными культурами наших колхозов совхозов. Пойти на скотные дворы и организовать уход за скотом, навести порядок и чистоту., кормление за ним. Организуем бригады, и посты, по наблюдению за исправностью железнодорожных путей, мостов, организуем охрану хлебов. Мы призываем всю молодежь и всех школьников отдать свои силы для нашей родины, каждому проявить величайший героизм на любом участке нашего свободного социалистического труда».

Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности сырье и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия - таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству. Селу пришлось решать столь сложные экономические задачи в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства. Первое военное лето в Кинель-Черкассах было особенно трудным.

Нужно было привести в действие все резервы села, чтобы максимально в сжатые сроки убрать урожай, провести государственные заготовки и закупки хлеба. Местным земельным органам ввиду создавшего положения было предложено использовать на полевых работах всех колхозных лошадей и волов с тем, чтобы обеспечить полное выполнение по уборке, осеннему севу, подъему зяби. В колхозных планах уборки урожая предусматривалось ввиду нехватки машин повсеместно использовать простейшие технические средства и ручной труд. Каждый день работы в поле летом и осенью 1941 года был отмечен самоотверженным трудом тружеников села, в число которых входили и школьники. Они, отбросив привычные нормы мирного времени, работали от зари до зари. Уже 1 октября 1941 года в газете «Путь социализма» появилась благодарность председателя колхоза «Путь Ленина», который благодарил учащихся Кинель –Черкасской средней школы №2, которые своими руками пропололи не один гектар посева, связали не один сноп, их руками был обмолочен горох с 34 гектаров, в результате их героического труда потери по уборке урожая были сведены на нет. Среди первых юных ударников труда имена моих юных землячек, учащихся Кинель - Черкасской средней школы №2: Надя Панкеева, заработавшая за это время 120 трудодней, Надя Воссина – 109, Дуся Быкова – 111.

Когда началась война, Анне Михайловне Тарабриной, жительнице Кинель - Черкасс, было 14лет. После занятий она вместе со своими сверстниками шли на курсы медсестер, трактористов, учителей. Молодая Аннушка занималась на курсах учителей начальных классов. После окончания курсов по распределению Аннушка стала работать заведующей Капитоновской начальной школы. В отремонтированной силами женщин школе начались занятия. Аннушка, которая сама была, не намного старше, своих учеников, с утра занимались с ребятишками в школе, а потом вместе с ними шла работать в поле, на ферму, заготавливать дрова, а по вечерам на лошадях возили хлеб на элеватор. Всю войну Аннушка проработала в любимой школе. После войны была председателем «Районного комитета защиты мира». За добросовестный труд была награждена грамотами от «Советского Фонда Мира».

Отказывая себе в еде, сладостях, игрушках, школьники тыла Кинель - Черкасс оказывали помощь фронту продовольствием. «Дорогие братья – красноармейцы! Крепче бейте немцев. С песней идите в бой и опрокидывайте врага. Будьте веселы и здоровы», - это маленькое, но трогательное письмецо Галя Шилова, ученица 6 «А» класса Кинель Черкасской школы №2 приложила к своему скромному подарку бойцам Красной Армии. В октябре 1941 года силами учащихся по сбору тёплых вещей для Красной Армии было собрано: 11 пар валенок, 8 фуфаек, четыре пары тёплых перчаток, 3 пары тёплых носок, четверо кальсон, полтора килограмма шерсти, пять полотенец.

С ценной инициативой в первые месяцы войны выступили школьники Кинель Черкасской школы №2 обратившиеся с призывом собрать средства на постройку самолёта «Юный пионер». В это же время бюро Кинель Черкасского райкома ВЛКСМ обратилось ко всем школьникам, пионерским и комсомольским организациям с инициативой по сбору средств на строительство комсомольского бронепоезда. «Товарищи! Я уверена, что наша организация подержит решение по сбору средств. Пусть комсомольский бронепоезд, построенный на средства молодёжи, вольётся в мощную колонну советских бронепоездов, громящих фашистов», - с таким призывом к учащимся старших классов Кинель Черкасской среденей школы №2 обратилась секретарь комсомольской организации Лена Фёдорова. В течении первых трёх дней учащимися школ на строительство самолёта «Юный пионер» было собрано 1912 рублей, а на строительство бронепоезда 190 рублей. Жертвуя своим благополучием, отказывая себе во многом, школьники отдавали все свои небольшие сбережения на приближение долгожданной победы.

Всего 11 лет было Черных Марии Петровне когда началась война. Вместе с другими школьниками Маша работала в поле: полола просо, подсолнухи, собирала колоски на огромных железных граблях, во время уборочной страды, вязала снопы, обмолачивала их цепями. А в школе она с другими девочками вязала носки и варежки, шила мешочки для махорки, которые потом отправлялись на фронт. Еще совсем юная Маша вместе с другими школьниками взвалилась работа, которую раньше выполняли взрослые.

Подвиг школьников тыла села Кинель - Черкассы очень обширный. Из года в год они своим недетским трудом ковали победу над врагом. В апреле 1942 года школьники совместно со студентами Кинель Черкасского агролесомелиоративного техникума организовали сбор средств в фонд для постройки танковой колонны имени «Осавиахима»". За несколько дней в госбанк было перечислено 1446 рублей. Кроме того, каждый учащийся школы проводил агитационную работу среди своих сверстников на внесении от себя взносов на строительство танков. С призывами они обращались ко всем пионерским и комсомольским организациям принять активное участие в создании фонда постройки танковой колонны, затем эскадрильи самолётов «Куйбышевский комсомол».

В мае 1942 года учащиеся неполных – средних и средних школ 6-10 классов были привлечены к посевам в Фонд обороны. 23мая 1942 года газета «Путь социализма» писала: «Посевы картофеля в фонд обороны производят многие школы. Кинель - Черкасская школа №1 засевает два гектара, вторая школа - один гектар. Для этих засевов учащиеся с большой радостью приносят из дома семена».

28 августа 1943 года был радостным днем для учащихся школ района. В этот день исполком Куйбышевского райсовета депутатов трудящихся подвёл итоги социалистического соревнования в школах района за 1942-1943 учебный год. По итогам этих лет в прополке и сборе урожая участвовало 52 учителя и 1769 учащихся, выработано 50218 рабочих дней. Школы собрали на военную технику для Красной Армии 7700 рублей. 36 посылок, для фронта, 500 килограммов лекарственных трав. По решению исполкома Райсовета была объявлена благодарность учащимся школ района. В январе 1943 года в сельисполкоме №2 села Кинель - Черкассы было размещено эвакуированное население из разных местностей: Белорусской ССР, Украинской. Молдавской, Литовской, Эстонской ССР, Ленинградской, Мурманской области. Школьники района взяли над ними шефство. Они организовывали сбор вещей, помогали дополнительно сбором продуктов питания овощами, молоком, яйцами, устраивали праздничные концерты силами агитбригад, в числе которых были учителя и старшеклассники. В целях обеспечения топливом семей фронтовиков, дети школьного возраста брали шефство над семьями военнослужащих, помогая им заготовке и вывозке дров на зимний период, различными видами работы на огородах в летний период, собирали остронуждающимся деньги.

И такие примеры трудовых подвигов показывали многие школьники – труженики тыла Кинель - Черкасс, которые вместе со всем советским народом ковали победу над врагом, самоотверженно трудясь на полях села, работая в животноводстве, на промышленных предприятиях, образовав ту огромную несокрушимую силу, которая обеспечила великую Победу. «Всё меньше, меньше нас в народе…» Действительно, с каждым годом всё меньше остаётся ветеранов войны и тружеников тыла. Перенесённые испытания и лишения оставили глубокий след на их здоровье, да и время неумолимо бежит вперёд, Россия встречает шестьдесят седьмую годовщину Великой Победы.

Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Они – последние свидетели тех трагических дней. Сейчас это уже пожилые люди, но они до сих пор со слезами на глазах вспоминают о войне, которая отняла детство у тысяч школьников. Мы всегда остаёмся обязанными детям войны за то, что они приняли на себя вражеский удар, за то, что они оставались без родителей.

Память о войне, о её героях и подвигах будет вечно жить в сердцах людей.

Ведь без исторической памяти нет будущего.

«В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ ДУХОВОЙ

ОРКЕСТР». КОНЦЕРТНАЯ И КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ДУХОВЫХ ОРКЕСТРОВ.

продолжение

Какая сила в духовых оркестрах!

Какая сила и какая грусть

В мелодиях, забытых, и известных,

И вытверженных нами наизусть.

Когда они вторгаются в безмолвие,

Введение Глядит нам вслед огнем объятый город.

Пыль на висках, как будто серебро

. И воздух цепенеющий расколот

Тревожной сводкой Совинформбюро.

Когда, к холодным мундштукам припавши,

Особым светом всё освещено,

В Воронеже, в Орле и в Подмосковье

Взрывной волною время смещено.

Оркестры будят тишину вокруг,

Дыханье павших, без вести пропавших

Опять весь мир пронизывает вдруг.

И вот опять проснулось и воскресло

Все то, что сердце знает наизусть…

Какая сила в духовых оркестрах!

Какая сила и какая грусть…

Валентин Сидоров Зал государственного Кремлевского Дворца. Концерт оркестра штаба Минестерства военного округа. Увиденное мною по первому каналу Центрального телевидения, потрясло меня. Непростые фигуры дефиле, передвижения музыкантов во время исполнения сложнейших музыкальных произведений, внимание зрителей за постоянно меняющимися очертаниями фигур музыкантов. Тот, кто однажды хоть раз видел и слышал это, старается услышать это вновь. Несомненно, увиденное вызывает патриотический порыв, чувство гордости за свою страну – Россию. Музыка в исполнении военного оркестра тронула меня до глубины души, заинтересовала, поэтому я захотела узнать о концертной и конкурсной деятельности военных духовых оркестров, тем более что военная музыка в 3 исполнении духовых оркестров - это связь поколений, это духовная преемственность и неразрывная связь с прошлым русского народа, нашим отечеством. В этом мне видится актуальность выбранной темы, смысл изучения концертной и конкурсной деятельности военных духовых оркестров. Работая над рефератом, я столкнулась с тем, что музыковедческая литература о концертной и конкурсной деятельности военных духовых оркестров в сельских библиотеках и в нашей школе крайне малочисленна.

Среди большого числа музыковедческой литературы Самарской областной библиотеки мне не удалось найти ни одной книги, в которой была бы полностью описана конкурсная и концертная деятельность военных духовых оркестров со времен Петра I по настоящее время. Основными источниками литературы стали главы из книг М. Тутнова «История военной музыки России», Е. Аксенова «Военная музыка России», М.Чертока «Русский военный марш». Цель моей работы - осветить концертную и конкурсную деятельность военных духовых оркестров, как носителя музыкальной культуры, сохраняющим и приумножающим славные традиции отечественной военной музыки. Материалы данного реферата могут быть использованы учащимися нашей школы, а так же любителями музыки.

4 Глава I.

Концертная деятельность военных духовых оркестров в России XVI-XIX века. История концертной деятельности военных духовых оркестров неразрывно связана с историей русской военной музыки. Чтобы понять истоки и предпосылки возникновения военных оркестров и их дальнейшую концертную деятельность, необходимо восстановить исторический ход становления и развития русской военной музыки в целом, и как следствие, создание военных оркестров, их концертную и конкурсную деятельность.

В России военная музыка издавна способствовала формированию высоких морально-боевых качеств русского солдата, оказывала морально- психологическое воздействие на воинов во время проведения церемониалов, на марше и в боевой обстановке. Одним из важных средств управления войсками были звуковые сигналы. Кроме штатных оркестров в каждой роте имелись ротные сигналисты, барабанщики, штаб-горнисты, штаб-трубачи. Во время походов, совершавшихся в пешем или конном строю, звучала бодрая музыка военных маршей и строевых песен. Со второй половины шестнадцатого века и особенно к середине семнадцатого века, на царскую службу приглашаются иноземные виртуозы- трубачи и валторнисты, начинается подготовка отечественных музыкантов- исполнителей на духовых инструментах, обогащается репертуар, повышается исполнительное мастерство участников военных оркестров. Петр I придавал большое значение военной музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск.

Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков – Семеновского и Преображенского. Именно эти 5 оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи. Создание в начале восемнадцатого века массовой регулярной национальной армии потребовало новой организации военно-музыкальной службы в войсках. В пехотных полках были введены штатные оркестры, состоявшие из 9 «гобоистов» и 16 ротных барабанщиков. В «Уставе воинском» регламентированы действия войск, производившиеся под военную музыку. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам, игре на музыкальных инструментах. Военная музыка находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инструментальными композициями фанфарно-героического и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственным, торжественным, встречным, застольным, «виватным» и другим кантам.  Усиленное внимание к созданию в России боеспособной армии, воспитанию солдат и использованию военной музыки в целях морально- психологического воздействия на них сказалось не только на количестве и качественном состоянии военных оркестров, но и повлекло за собой заметное расширение сферы их деятельности, разнообразия форм их применения.

Военные оркестры стали звучать не только на марше и на учениях, в бою и во время проведения воинских церемониалов, но также в часы отдыха, на привалах, в быту. Их привлекают к публичным выступлениям не только при дворе, но и в открытых концертах. 27 августа 1814 года в царской резиденции в Павловске происходила церемония торжественной встречи гвардии, совершившей марш из поверженного Парижа. В честь этого события была представлена пьеса 6 «Сельская драма». Музыку, написанную к этому произведению, исполнял военный оркестр. Военный оркестр участвовал в исполнении оратории С.Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Однако наиболее типичной и существенной формой концертных выступлений военных оркестров явились так называемые «исторические» или «инвалидные концерты».

Эти концерты были задуманы с благотворительной целью. Средства, вырученные от них, поступали в пользу инвалидов Отечественной войны. Первый такой концерт состоялся в ноябре 1813 года в Петербурге. В газете того времени сообщалось, что «концерт состоится в зале Филармонического общества». В числе произведений, включенных в программу, упоминались «большая воинская симфония», «большой воинский хор Сартия» и «сочиненный для сего случая «Победный марш». Последующие концерты, проводившиеся также в Петербурге, давали доход сверх ожидания. Эти исторические концерты стали ежегодными. Они организовывались не только в столицах, но и в других крупных русских городах, где располагались военные гарнизоны и имелись военные оркестры. Программа этих концертов состояла из произведений Бетховена, Мендельсона, Вагнера, Россини, Глинки, Чайковского Непременно исполнялись «народный гимн» А.Львова и традиционные куплеты 1814 года К.Кавоса. С каждым годом увеличивается численность исполнителей в оркестрах, появляется возможность исполнять сложные произведения концертного репертуара Традиция проведения инвалидных концертов просуществовала в течении 100 лет, сыграла положительную роль в воспитании музыкального вкуса слушателей, военный оркестр вышел за пределы войсковой части и императорского двора. Его искусство стало достоянием разнорабочей публики, содействовало развитию музыкально-эстетических вкусов, служило 7 средством приобщения слушателей к высоким образцам музыкального искусства.

Глава II. Концертная деятельность военных духовых оркестров в массовых общественно-политических мероприятиях. В послевоенные годы возникли новые формы участия военных оркестров в массовых общественно–политических мероприятиях, направленных на воспитание народа, молодежи в духе патриотизма , уважения памяти павших в боях с врагами нашей Родины, готовности в любую минуту снова встать на ее защиту.

К числу таких новых форм следует отнести фестивали и праздники военно-патриотической музыки, участие военных оркестров в ежегодных праздниках песни, фестивалях молодежи и студентов, в крупных спортивных мероприятиях. Фестиваль военно-патриотической музыки был впервые проведен в Москве в 1964 году в связи с празднованием 46 годовщины Советских вооруженных сил. Среди участников фестиваля-военные оркестры, исполняющие героико-патриотическую музыку. В течении полутора месяцев фетиваля оркестры столичного гарнизона дали более 220 концертов, на которых присутствовало свыше 100 000 слушателей. Начиная с 1966 года в Москве в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького проходили праздники военно- патриотической музыки. В праздниках принимали участие лучшие военные оркестры. По свидетельству очевидцев каждый из оркестров проходил торжественным маршем, исполнял свой маршевый репертуар, и занимал отведенное ему место по краям площадки. Исполнение концертных программ привлекало многочисленную аудиторию зрителей и слушателей. 8 В ознаменование Дня Победы, 9 мая проводились массовые представления, в которых наряду с популярными артистами эстрады принимали участие военные оркестры.

Большое воспитательное значение имеют праздники военно- патриотической музыки, проводимые на знаменитом Бородинском поле по случаю исторического дня исторического Бородинского сражения..Торжество включало в себя шествие-парад военных оркестров. Финальным аккордом звучала торжественная увертюра «1812» П. Чайковского в исполнении сводного оркестра. Фестивали и праздники военной музыки , прошедшие в Москве , положили начало аналогичным празднествам в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове –на- Дону, Рязани, Новосибирске и других городах. С 70-х годов в практике выступления военных оркестров прочно утверждается так называемый марш-дефиле, включающий движения с игрой в различных направлениях, синхронные повороты, схождения и расхождения оркестровых групп. В 80-е годы марш –дефиле усложняется и перерастает в плац-концерт, где песенно-танцевальные эпизоды сочетались с ритмическими движениями музыкантов-исполнителей. Новым содержанием наполняются концертные выступления военных оркестров. Традиционные концерты героико-патриотической направленности звучат в исполнении военных оркестров и мастеров искусств. Лучшие военные оркестры постоянно знакомят слушателей с новыми произведениями композиторов. С успехом проходят авторские концерты композиторов с участием лучших военных оркестров и солистов –духовиков. Большую популярность приобретают выступления военных оркестров на открытом воздухе в летнее время. Во многих городах звучат лекции-концерты, пропагандирующие лучшие образцы музыкального творчества.

9 Тесные связи военных оркестров с армейской и флотской художественной самодеятельностью перерастают в постановку опер и спектаклей, требующих трудоемкой работы по переложению музыки на состав духового оркестра. К концу 50-х годов широкое распространение получают концерты солистов военных оркестров, требующие высокого уровня исполнительской культуры. Они успешно проходят в Ленинградском, Белорусском, Московском, Приволжском военных округах. Активно проходит концертная деятельность военных оркестров за рубежом.

С 1960- по 1970 год общее количество концертов составило 15000. Большой вклад в дело укрепления дружбы между народами стран Восточной Европы и воинами дружественных армий стран Варшавского договора вносили интернациональные концерты, которые проходили в столице ГДР Берлине. Сводный оркестр насчитывал свыше 400 исполнителей. В парке Фридрихсгейм звучали произведения Бетховена, Шопена, Чайковского, Дворжака, Сметаны, Шостаковича, Хачатуряна. И других композиторов. Выступления проходили не только в социалистических странах. Австрия, Англия, Бельгия, Египет, Ирак, Норвегия. Финляндия, Франция, Швеция –вот далеко не полный перечень государств, в которых звучала военная музыка. Из всего сказанного можно сделать вывод: выступления военных оркестров приобретает концертно-просветительский характер, происходит слияние трех функций военной музыки: служебно-строевой, общественно- церемониальной и концертно–просветительской, в концертных выступлениях военных оркестров используются элементы зрелещности, театрализованности, совместные выступления военных оркестров, концертная деятельность военных оркестров за рубежом, способствовали укреплению культурных связей между народами.

10 Глава III. Конкурсная деятельность военных духовых оркестров. Среди организационных мер, способствовавших неуклонному подъему художественно-исполнительского уровня военных оркестров, важное место принадлежит конкурсам и смотрам-соревнованиям армейских и флотских оркестров. На заключительном этапе эти конкурсы и соревнования выливаются в яркие, надолго запоминающиеся события концертной жизни. Они способствовали развитию военно–оркестровой службы, совершенствованию исполнительского мастерства, расширению репертуара, активизации концертной деятельности. В военных оркестрах, в группах войск и на флотах конкурсы и смотры проходили с периодичностью в 2-3 года, а в масштабах всех Вооруженных Сил- один раз в 10-12 лет.

Они привлекали пристальное внимание военной и музыкальной общественности и завершались большими концертами сводных оркестров, составленных из числа участников конкурсов и смотров. Первый послевоенный всеармейский конкурс состоялся в 1948 голу в Москве. В нем участвовали образцовые оркестры военных округов и академий Московского гарнизона. Победителем этого соревнования стал оркестр Ленинградского военного округа. Характерной отличительной чертой послевоенных конкурсных программ военных оркестров продолжает оставаться пропаганда лучших произведений русской советской и зарубежной музыкальной классики. При этом военные оркестры перестали ограничиваться наиболее популярными пьесами, все чаще включали в свой репертуар высокохудожественные, но редко исполняемые произведения.

Следующий конкурс, проходивший в 1960 году в Москве, был более представительным и сложным по условиям. В нем помимо образцовых оркестров участвовали оркестровые коллективы всех военных академий 11 страны. В программу каждого оркестра было включено исполнение обязательного произведения. Первые места завоевали оркестр штаба Ленинградского военного округа, и оркестр Харьковской артиллерийской радиотехнической академии имени Л.А.Говорова. Необходимо отметить, что в конкурсных программах звучат произведения Шостаковича, Берлиоза, Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина. В 1970 году состоялся конкурс в честь ознаменования 100 –летия со дня рождения В. И. Ленина и 25-летия Победы советского народа в великой Отечественной войне. В нем участвовали все штатные оркестры советской армии и Военно-Морского Флота. Соревнования проходили в три тура. В каждом из туров было установлено одно обязательное произведение. Первыми премиями были отмечены оркестр штаба Киевского военного округа, оркестр академии имени М.В.Фрунзе и оркестр Киевского суворовского училища. В 1982 году в честь 65-й годовщины советской Армии и Военно- Морского флота был проведен всеармейский смотр-конкурс военных оркестров под девизом «Музыка в боевом строю». Заключительный тур состоялся в Москве. К нему было допущено 19 лучших оркестров. В настоящее время проводятся большое количество конкурсов и фестивалей военных духовых оркестров различного уровня. Наибольшую известность получил Международный Санкт-Петербургский фестиваль военных духовых оркестров. История международного Санкт- Петербургского Фестиваля берет начало в 1996 году. Фестиваль является незабываемым музыкальным праздником для горожан и гостей города, с восхитительными концертами на открытых площадках исторического центра города, с грандиозным шествием по Невскому проспекту и заключительными феерическими гала-концертами в спортивных комплексах и концертных залах Санкт-Петербурга. Это неповторимое музыкальное шоу, которое собирает на одной сцене 12 представителей многих стран, великолепная техника и потрясающее исполнительское мастерство создают особую атмосферу праздника для петербуржцев и гостей города. Фестиваль привлекает внимание различных кругов населения и способствует воспитанию патриотических чувств и уважения к одному из важнейших социальных институтов государства - Вооруженным силам. На протяжении нескольких лет в Фестивалях военных духовых оркестров принимали участие оркестры из Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Турции, Финляндии, Швейцарии, Молдовы, Украины и других стран. Наряду с зарубежными оркестрами в Фестивале ежегодно участвовали ведущие военные духовые оркестры Москвы и Санкт- Петербурга. Большую популярность получил I Международный фестиваль военных духовых оркестров стран Азиатско—тихоокеанского региона «Амурские волны». В фестивале «Амурские волны» примут участие известные военные духовые оркестры: Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации (Россия, г. Москва), военный оркестр штаба Центрального военного округа (Россия, г. Екатеринбург), военный оркестр штаба Восточного военного округа (Россия, г. Хабаровск), Военный оркестр штаба Восточного регионального командования внутренних войск МВД России (Россия, г. Хабаровск), Военный оркестр Хабаровского пограничного института ФСБ России (России, г. Хабаровск), Военный оркестр Корейской Народной армии (КНДР, г. Пхеньян). Количество участников насчитывает более 300 человек. Конкурсная деятельность военных духовых оркестров способствовала развитию военно-оркестровой службы, совершенствованию исполнительского мастерства, активизации концертной деятельности.

13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Концертная и конкурсная деятельность военных духовых оркестров имеет большую историю, является одним из интереснейших явлений в музыкальной жизни России. Долгий путь развития от Петровских времен и до современности, в деятельности военных духовых оркестров неизменным остается одно: музыка военных оркестров - это национальное музыкально-художественное богатство, это средство развития музыкально-эстетических вкусов, средство приобщения слушателей к высоким образцам музыкального искусства.

С каждым годом увеличивается количество конкурсов и смотров- соревнований армейских и флотских оркестров. С каждым годом возрастает интерес к военным оркестрам, являющихся носителями музыкальной культуры, сохраняющим и приумножающим славные традиции отечественной военной музыки. Это еще раз доказывает, что музыка духовых оркестров по-прежнему широко популярна, находит отклик в сердцах современного слушателя, независимо от возраста и социального статуса. В своем реферате я узнала, что военные духовые оркестры-это культурная память нашей страны, которой мы должны гордиться и помнить. Сегодня много старинных маршей и военных песен звучат в исполнении военных духовых оркестров. И эта музыка не потускнела от времени, наоборот- все больше раскрывается ее сила и красота воздействия на нас.