Email: muz.deti@gmail.com

Телефон: +7 846 6044956

Поступающим в первый класс

Детская школа искусств

Кинель-Черкасского района
Самарской области

Вместе с нами в мир искусства!

Материалы научно-практических конференций

Дата: 02.09.2017 Рейтинг: 22

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ФОРТЕПИАННЫЙ РЕПЕРТУАР В ДШИ

подробнее

Булкина Татьяна Александровна, преподаватель ДШИ м.р.Кинель-

Черкасский

Работая преподавателем по классу фортепиано в «Детской школе искусств» муниципального района Кинель - Черкасский я считаю, что гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. Решение задач формирования патриотического воспитания детей возможно в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в воспитании через фортепианный репертуар.

Задачи преподавателя фортепианного отделения в работе с учащимися: на основе изучения простейших попевок, частушек, обработак народных песен, расширить знания учащихся об истории Родины, ее культуре, воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, культуре народностей, проживающих в Самарской области, через исполнение музыки народностей Поволжья: русских, татар, башикир, чуваш и т.д.

Реализация этих задач осуществляется через различные виды инструментальной деятельности, главными из которых является сольное исполнение, игра в ансамбле с партнёром, приобретение навыков аккомпанирования и концертмейстерской практики, слушание различных интерпретаций исполнения, концертная деятельность.

Работа над репертуаром - основа патриотического воспитания личности ребенка. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого преподавателя. Необходимо включать в репертуар такие произведения, которые позволяют решать целый комплекс задач.

Наиболее важный из них - нравственное воспитание учащихся. Не все дети, особенно младшего школьного возраста, понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания. Необходимо подбирать такие пьесы, которые содержат яркие образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей.

Воспитание музыкального слуха, исполнительских навыков, музыкальности в целом. При выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала, учащиеся должны справиться с исполнительскими трудностями. При этом основным критерием отбора произведений является наличие в пьесах яркой, выразительной мелодии, способствующей и исполнительскому, и нравственному воспитанию детей, т.к. с их стороны возникает эмоциональная отзывчивость.

Работа в ансамбле требует различных методик и подходов. Стилевой подход нацелен на формирование у партнёров ансамбля осознанного стилевого восприятия исполняемого произведения, понимание стиля, методов исполнения. Творческий метод используется как важнейший художественно - педагогический метод. Творчество понимается как нечто своеобразное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах исполнительской деятельности пианистов, в первую очередь в сольном исполнении, ансамблевой игре. Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих учебно-воспитательного процесса: тематике репертуара, исполнительский материал, виды концертной деятельности.

Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в воспитании патриота и гражданина России. Учащиеся моего класса принимают участие во многих конкурсах и мероприятиях патриотической направленности. Исполнительский репертуар составляет русская, зарубежная классика, произведения советских композиторов, произведения Самарских композиторов, собственные переложения ансамблей для фортепиано в четыре руки патриотической направленности, музыка народностей, проживающих на территории Поволжья, обработки русских народных песен : Бетховен «Сурок», П. Чайковский «Песнь жаворонка», Д. Шостакович «Шарманка», «Три фантастических танца», С. .Рахманинов «Мелодия», Д.Кабалевский «Частушка», А.Александров «Русская народная мелодия», Б. Бильзе «Ардаган – марш», Б. Косяченко «Восточный танец», В. Шевердин «Гимн» из цикла «Детская сюита», М. Левянт «Прелюдия №9» из цикла «24 прелюдии». Фортепианные ансамбли в четыре руки: Л. Бетховен «Три немецких танца», П.Чайковский «На море утушка купалася», Н. Полынский «Узбекская мелодия», Армянская народная песня «Абрба» обр. для ф-о в 4 руки С.Павлюченко, «Александр – марш» Персиуса в переложении Т.Цировой, «Марш лейб-гвардии Преображенского полка, переложение М. Куликова, В. Шевердин «Менуэт».

С этой точки зрения особо положительным был 2012 год. Была подобрана интересная, яркая по своему музыкальному языку и патриотическому содержанию программа, с которой учащиеся класса выступили успешно на конкурсах различных уровней: областной фестиваль – конкурс «Символы великой России», региональный конкурс детского и педагогического творчества имени А.А. Трифонова, областного конкурса «Музыкальная мозаика», VIII межрегионального фестиваля – конкурса «Маэстро – марш». В конкурсной программе выступления учащихся звучала музыка В. Соловьёва – Седого «Вечер на рейде» в переложении для фортепиано в четыре руки Булкиной Т.А, армянская народная песня «Абрба» обр. для ф-о в 4 руки С.Павлюченко, «Александр – марш» Персиуса в переложении Т.Цировой, «Марш лейб-гвардии Преображенского полка, переложение М. Куликова, Б. Косяченко «Восточный танец».

В заключении хочу сказать, что мне, как преподавателю фортепианного отделения, необходимо постоянно стремиться к продуманной системе в организации занятий с учащимися, по формированию устойчивой мотивации детей к занятиям на уроках специальности, стремиться к постоянному профессиональному совершенствованию в сфере исполнительского искусства. Все это должно быть направлено на создание добротного и прочного фундамента музыкально-педагогической системы, поскольку только при этом условии возможна прочная основа для того, чтобы из стен школы мог выйти молодой человек не только с определенными знаниями и умениями в области музыкального и художественного искусства, но и высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ с. КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССЫ

Подробнее

  Булкина Татьяна Александровна с. Кинель-Черкассы

  РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

  Булкина Т.А. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств с. Кинель-Черкассы

  Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионального компонента в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, селе, городе, районе.

 История, культура и современное развитие Самарской области заключает в себе мощный образовательный и воспитаетельный потенциал. Региональная программа развития образования и новая региональная концепция воспитания направляет усилия педагогов на воспитание у подрастающего поколения юных граждан Самарской области национальной памяти, формирование у детей внимание к духовной культуре своей малой Родины, воспитание гражданина и патриота своей земли. «Назначение регионального компонента – развитие системой образования национальных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, сохранение единого образовательного пространства России, вооружение учащихся системой знаний о регионе; подготовка учащихся к жизнедеятельности в многонациональной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.»1 Детская школа искусств – наиболее благоприятное образовательное пространство для педагогически последовательной регионализации учебно- воспитательного процесса. Обучение с использованием регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы 1 Андреев Г.П.

  От концепции национальной школы к национально - региональной системе образования М.: Просвещение 1993 – с 87 адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, в конечном итоге привить любовь и интерес к национальной культуре своего народа.

  Содержание регионального компонента обучения и воспитания в нашей школе призвано способствовать: формированию у учащихся духовно- нравственных ориентаций, развитию творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды, развитию потребности учащихся к исследовательской деятельности, в области исторических национальных и культурных традиций Волжского региона в целом и своей семьи в частности, приобщение детей к региональной культуре Поволжья посредством практического музицирования и художественного творчества, пополнение педагогического репертуара произведениями, основанными на музыкальном материале народов Поволжья, воспитание у детей и юношества чувства глубокого патриотизма и любви к Родине и родному краю в условиях многонациональной среды.

 Основными целями регионального компонента ДШИ с Кинель-Черкассы являются: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования. Введение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс направлено на решение следующих задач:

   развитие вариативности образовательных программ;

  обновление содержания образования;

  овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего

   воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего

  формирование предпосылок для осознаного профессионального самоопределения выпускников школы в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

  Для достижения этих целей и задач в нашей школе разработана и введена программа «Региональный компонент в обучении и воспитании», в рамках которой реализуются программы для учащихся всех отделений, а так же выставочные и концертно-просветительские мероприятия.

  Региональный компонент нашей школы затрагивает все возрастные категории учащихся. Начиная с самого раннего возраста 4-5 лет у учащихся раннеэстетического отделения, формируются представления о своей малой Родине, о народах, населяющих ее. Программа «Раннее развитие детей 4-5 лет на музыкальной основе» с включением регионального компонента – яркий пример творческого решения вопроса воспитания гармонично развитой личности. Цель программы – приобщение детей 4-5 лет к музыкальному искусству региона через мир сказочных образов. На занятиях с использованием сказок народностей, населяющих Поволжье удобно в игровой форме решать разнообразные как общие, так и специфические задачи: развитие речи ребенка, расширение музыкального кругозора, знакомство со сказками народностей, населяющих Поволжья, развитие музыкальной памяти, музыкального слуха, ритмических способностей на музыкальной основе народностей своей малой Родины. Для учащихся фортепианного отделения в авторской программе «Ансамбль в классе фортепиано» широко используется региональный компонент. В учебно-тематическом планировании можно увидеть такие разделы тем, как «Музыка народностей Поволжья». «Самарские композиторы – детям», «Особенности музыкального языка народов Поволжья». Особенностью данной программы можно считать знакомство с музыкой представителей самых многочисленных национальностей, проживающих в Самарской области русских, татар, башкир, чуваш, евреев, а также фортепианными произведениями композиторов Самарской области в переложении для фортепиано в 4 руки.

  Основной задачей преподавания нужно считать формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве Поволжья как единой части России, развитие музыкального кругозора, осознание культурных связей с соседними регионами. Главный акцент ставится на исполнение музыки народностей Поволжья, творческое развитие учащихся с тем, чтобы в конечном итоге через ансамблевое музицирование привить любовь и интерес к национальной культуре своего народа. Программа для учащихся художественного отделения нашей школы включает региональный компонент и развивает содержательные элементы таких предметов как «Живопись», «История искусства», «Декоративно- прикладная композиция». Занятия по данной программе обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений учащихся, способствует формированию целостного представления о природе и культуре родного края, созданию художественных композиций, раскрывающих богатство национальных, культурных традиций народов Самарского края, позволяет приобщить учащихся культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре. Благодаря занятиям по данной программе, учащиеся представили работы на следующие темы: «Легенды и были Жигулей», «Сказки коренных народов Поволжья ( мордва, татары, чуваши, башкиры)», «Родное село глазами юных художников» а так же иллюстрации к сборнику « Сторонушка родная. Традиционные песни села Семеновка Самарской области».

 Одним из факторов, способствующих повышению интереса учащихся к занятиям по программе являются выездные уроки на пленер , где педагог использует все доступные средства, приобщающих учащихся к целостному представлению о живой природе родного края. Выставка учащихся «Родной край глазами юных художников» наглядно показала глубокие знания природы родного края, архитектурных, исторических, культурных ценностей своей малой Родины. Такая форма работы позволяет усилить познавательный интерес учащихся, вызвать желание узнать больше и творчески воплотить в своих работах полученные знания и впечатления.

 vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv В основу учебной программы общеэстетического отделения, положен вековой опыт воспитания русского народа. Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего региона, наследование народной мудрости. Важнейшим содержанием данной программы являются песенные традиции области, обряды (осенние, свадебные, святки, масленица, весенние, летние обряды). Значительная часть учебного времени отводится практической деятельности: освоению малых жанров (частушек, прибауток, скороговорок, загадок, сказок народностей, проживающих на территории Самарской области), разыгрыванию обрядов.

  С 2004 года в школе существует фольклорный коллектив «Калинка», в традиции которого вошли такие фольклорные праздники как: «Масленица», «Редечка», «Встреча молодого князя с белой лебедушкой». Под руководством педагога учащиеся организовали фольклорно- этнографическую экспедицию в с. Семеновка Кинель-Черкасского района Самарской области и записали песни жителей этого села. Результатом поездки явилось создание сборника «Сторонушка родная. Традиционные песни с. Семеновка Самарской области». Работая в этом направлении, мы убедились в том, что дети успешно осваивают материал, связанный с народной культурой, в ситуациях, когда сами являются участниками творческого процесса.

 Таким образом, региональный компонент является эффективным средством в обучении и воспитании учащихся. В учебно-воспитательном процессе учащихся хорового отделения, преподаватель по академическому хоровому пению использует такие разделы темы, как «Песенное творчество композиторов Самарской области», «Самарские композиторы – песенники - детям».

 На занятиях преподаватель создает условия для проявления у детей возможность выразить в музыке чувства и эмоции, заложенные в произведении композитором и поэтом. У учащихся воспитывается желание, не стесняясь, выражать собственные эмоции и, главное, доносить их до слушателя. В результате своей работы преподаватель объясняет учащимся, что через обычное исполнение песен можно проявить сострадание, нежность и героизм. При разучивании песен композиторов Самары преподаватель старается рассеять проявляющиеся порой иронически-скептическое отношение к таким понятиям, как отечество, патриотизм, чувство любви к своей малой Родине, старается пробудить чувство благодарности и уважения к песенному творчеству композиторов Поволжья, добивается проникновенного исполнения.

 Мы уверены что ученики, воспитанные на лучших образцах песенного творчества Поволжья, «могут передать искренность этих чувств и тончайшие их оттенки, утерянные в мире урбанизации и практицизма.»

2

Изучение культурно-исторического наследия региона дополняется посредством включения в компонент нашей школы участие учащихся художественного отделения, солистов, коллективов, в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Достижения учащихся школы отмечены следующими наградами:

 Дипломом лауреата II степени областного фестиваля академических хоровых коллективов образовательных учреждений искусства и культуры имени Гилария Валерьевича Беллева;

 Дипломом лауреата II степени областного конкурса «Музыкальное приношение» - в программу конкурса вошли произведения Самарских композиторов;

2 Судаков В.В. Методологические основы разработки национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. – Вологда, 1999. – с. 233

 Грамотой районного фестиваля академических хоровых коллективов, посвященного 150-летию Самарской губернии;

 Кудрявцева Анастасия. Диплом I степени Областного конкурса «Музыкальное приношение» номинация «Лучшее исполнение произведений композиторов Самарской области.

Выставочная и концертно - просветительская деятельность нашей школы «Моя малая Родина» основывается на материалах регионального компонента и включает в себя концерты для учащихся, лекции для родителей, выставки, публикации в СМИ. В рамках данной работы на базе нашей школы проходят мероприятия такого масштаба как:

 Встреча с композитором Самары Марком Левянтом;

 Концерт ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии под руководством Рамиля Батыршина;

 Передвижная выставка работ «Союза художников Самарской области» под руководством Р.Н. Баранова.

Тесное сотрудничество с Кинель-Черкасским Историко - краеведческим музеем, Детской районной библиотекой, позволяет вести в нашем учреждении работу по региональному компоненту более широко, систематически, основываясь на научности при отборе материала, на доступном уровне знакомить учащихся с наиболее важными событиями в истории своего района, основываясь на культуре, традициях и быте, способствовать развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Малой

Наше учебное заведение строит свою учебно-воспитательную деятельность так, чтобы из его стен мог выйти человек не только с образованием, но и с такими прекрасными человеческими качествами, как любовь к своей малой Родине, уважение к культуре и традициям своего народа. Предполагаем, что в результате нашего выпускника будут характеризовать такие стороны личности как: человек, преданный России, деятельный патриот, оберегающий и охраняющий ее историю и культуру, духовно-богатая личность, обладающая лучшими чертами характера, достойныйгражданин Самарской губернии.

 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДШИ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Подробнее

Булкина Татьяна Александровна, преподаватель по классу фортепиано

«ДШИ» м.р. Кинель-Черкасский

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законодательной базой духовно-нравственного и патриотического воспитания являются: Федеральный закон «Об образовании», «Концепция духовно-нравственного воспитания», «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Организация патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Детской школы искусств м.р. Кинель-Черкасский опирается на достижения современной музыкальной педагогики. Можно выделить несколько составляющих данного процесса:

 нравственный пример педагога;

 социально-педагогическое партнёрство;

 образовательная деятельность;

 культурно-просветительскя и методическая деятельность.

Говоря о нравственном примере, можно вспомнить слова А.Дистервега (1790-1866), выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему труду, к ученикам, коллегам — всё это является примером и имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (особенно в условиях сельской жизни).

В нашей школе сложился особый творческий коллектив - сводный хор, состоящий из Образцового художественного коллектива вокального ансамбля учащихся старших классов «Гармония» и Народного коллектива вокального ансамбля преподавателей «Лирика». Совместные репетиции, подготовка и выступление на таких фестивалях и конкурсах, как Губернский фестиваль народного творчества «Рожденные в сердце России», областной конкурс военно-патриотической песни «Щит России», районный фестиваль «Александровский бал» раскрывают личность преподавателя как личность коммуникативную, эстетическую, познавательную, духовно-нравственную, что не может не быть примером для учащихся, а так же родителей. Полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся нашей школы дополняется социальным партнерством. Сводный хор школы взаимодействует с такими творческими коллективами Кинель-Черкасского района, как «Народный хор», «Народный самодеятельный коллектив «Сударушка», хореографический ансамбль бального танца «Виктория», хореографический коллектив «Хорошки». Единый сводный хор с.Кинель- Черкассы способствует воспитанию духовно-нравственных ценностей, приобщению к региональному, национальному, мировому культурному наследию не только учащихся, но и жителей села. В программах концертов сводного хора – песни народов Поволжья, произведения Самарских композиторов, произведения патриотического содержания.

Содержание образовательной и методической деятельности нашей школы, формы, методы и технологии обучения определяются в соответствие с федеральными государственными требованиями, с национальными приоритетами, традициями и призваны способствовать формированию у учащихся патриотизма и духовно-нравственных ориентаций, толерантности в условиях многонациональной среды, воспитанию любви к родине и родному краю, развитию потребности к исследовательской деятельности в области исторических, национальных и культурных традиций России.

На сегодняшний день в школе разработаны дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы «Фортепиано» и «Живопись». В календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыкальная литература, зарубежная и отечественная» включены такие темы, как «Народное творчество», «Музыка народностей Поволжья», «Самарские композиторы - детям».

В репертуар программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной программы «Фортепиано» входят произведения отечественных композиторов, народная музыка, произведения Самарских композиторов.

В программу учебного предмета «Ансамбль» включен региональный компонент. На занятиях учащиеся знакомятся с музыкой представителей самых различных национальностей, проживающих в Самарской области (русских, татар, башкир, чуваш, евреев), а также с фортепианными произведениями композиторов Самарской области в переложении для игры в четыре руки. Популярностью среди учащихся пользуются такие произведения как «Восточный танец» Б.Косяченко, «Проделки Гафта» В.Шевердина, «Прелюдия» М.Левянта и др. По словам юных исполнителей, мелодии этих произведений отличаются интонационной выразительностью, оригинальностью гармонии, богатой палитрой выразительных средств. В образовательном процессе нашей школы используются: развивающее обучение, проектный и проблемно-творческий методы, некоторые приемы информационно-коммуникационных технологий, технология коллективной творческой деятельности.

Приемы развивающего обучения помогают закладывать представления о малой Родине, о народах, населяющих ее у учащихся раннего эстетического отделения уже с 4-5–ти лет. Преподаватели используют методы наводящих вопросов, методы сравнения и обобщения, методы активизации логического мышления. Так, при исполнении простейших попевок, народных прибауток, частушек преподаватель ставит вопросы в совещательной форме "Может быть эту мелодию лучше сыграть мягким, певучим звуком?", "Не думаешь ли ты, что...?" (например, при работе над пьесами «Ладушки», «Андрей-воробей», «Уж мы сеяли, сеяли ленок»). Такое общение помогает научить ребенка слушать, слышать и одновременно думать.

При исполнении народных песен (обрядовых, лирических, хороводных, солдатских) в более старшем возрасте метод активизации логического мышления помогает осознанию учащимся собственных действий. Преподаватель направляет внимание учащегося на неудачные места в исполнении, а учащийся сам задаёт себе вопрос при работе над характером: "Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими? Должен ли я собрать пальцы или они должны быть раскрыты? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?" и т.д.

Для развития навыков самоконтроля и самосознания на уроках используется метод вопросов. Вопросы направлены на активизацию мыслительной деятельности и анализ исполнительской интерпретации. Играя мелодию, ученик рассуждает о своих ощущениях (удобно играть или нет, где трудно, где подобрать другую аппликатуру и т.д.). Преподаватель помогает ученику, спрашивая, какое настроение у этого произведения, что можно нарисовать, что лучше сделать, чтобы  получилась единая линия?

При создании творческих исследовательских работ учащихся проектный метод обучения является основополагающим и без сомнения способствует формированию нравственных и патриотических качеств, приобщению учащихся к культуре своего родного края.

В течение последних лет в нашей школе создано несколько больших творческих проектов. Совместный проект учащихся фортепианного и художественного отделения «Песни, опаленные войной» объединил образовательную, концертную, выставочную и конкурсную деятельность. В проект вошли творческие работы учащихся разного возраста по музыкальной литературе, картины учащихся художественного отделения, интервью детей с односельчанами о войне, концертные выступления.

Проект «Бродит родина тропками узкими» посвящен изучению творчества местного художника-пейзажиста А.А.Чернова. Деятельность по данному проекту способствовала приобщению детей и молодежи к культурному наследию родного края, патриотическому и нравственному воспитанию.

Результатом исследования музыкально-песенного фольклора села Семеновка Кинель-Черкасского района явился проект «Сторонушка родная». Собирание, запись и издание нотного сборника из 26 песен вызвало большой интерес как у детей, так и у жителей села, расширило знания о традиционной музыкальной культуре Кинель-Черкасского района. В сборнике дается описание календарных, семейно-бытовых обрядов и праздников, подробно описывается свадебный обряд, бытовавший в селе Семеновка. Работая в этом направлении, мы убедились в том, что дети успешнее осваивают материал, связанный с народной культурой, в ситуациях, когда сами являются участниками творческого процесса.

Духовно-нравственные качества учащихся в нашей школе формируются через методы проблемного обучения. Преподаватели школы в условиях проблемной ситуации используют мини-сочинения, размышления о музыке, эссе, сравнение вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении. В результате такой деятельности и учащихся развивается умение самостоятельно добывать знания, умение рассуждать, исследовать, высказывать свою точку зрения.

Пожалуй, одной из главных форм духовно-нравственного и патриотического воспитания в школе является культурно-просветительская и выставочная деятельность. Такие проекты, как «Легенды и были Жигулей», «Сказки коренных народов Поволжья», «Родное село глазами юных художников», иллюстрации к сборнику «Сторонушка родная. Традиционные песни села Семеновка» наглядно показали знания природы родного края, архитектурных, исторических, культурных ценностей малой Родины. Такая форма работы позволяет усилить познавательный интерес учащихся, вызвать желание узнать больше и творчески воплотить в своих работах полученные знания и впечатления. В концертно-просветительской деятельности коллектива школы есть такие проекты, как:

 Встречи с композитором Самары Марком Левянтом.

 Концерты ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии под руководством Рамиля Батыршина.

 Передвижная выставка работ «Союза художников Самарской области» под руководством Р.Н. Баранова.

Формирование патриотических качеств учащихся школы осуществляется и через конкурсную деятельность. Учащиеся и преподаватели школы являются лауреатами престижных районных, областных, всероссийских конкурсов: «Содружество: Евразийские ART- Диалоги», «Православная Русь», «Родному краю посвящается», «Профи», «Маэстро марш», «Музыкальное профессиональное образование: настоящее и будущее», «Символы великой России», «Культурные традиции народов Поволжья», «Волжский проспект». Гордость за себя, за своих товарищей, гордость за школу, село – все это способствует осознанию себя как части своего села, края, Родины.

Итак, учебно-методическая и культурно-просветительская деятельность коллектива школы создает прочную основу для того, чтобы из стен школы мог выйти молодой человек не только с определенными знаниями и умениями в области музыкального и художественного искусства, но и высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Таким образом, патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ХОРОВЫХ

КОЛЛЕКТИВОВ

Подробнее

Попова Инга Вячеславовн, хормейстер ДШИ м.р. Кинель-Черкасский

ХХI век характеризуется большими достижениями в области педагогических технологий и художественной культуры, и он же продолжил развитие традиций «массовой культуры». Хоровое искусство как вид музыкального творчества по самой своей сути является массовым. Именно это качество позволяет положительно воздействовать на учащегося в не зависимости от степени его музыкальной одаренности. Воспитание хорового коллектива преподавателем процесс двусторонний, обоюдонаправленный, где сталкиваются или сливаются два воспитательных потенциала - преподавателя и хора.

Умение учителя актуализировать свой личностный воспитательный потенциал и направить его на мобилизацию музыкально-творческих возможностей личности каждого хориста с целью создания и развития хорового коллектива – главный показатель профессионализма. Занятия с детскими хоровыми коллективами имеют ряд специфических свойств, таких как организационно-структурные, содержательные, воспитательные и др. Главное в этих занятиях – пробудить активность детей и подростков, инициировать их эмоциональные реакции, вызвать интерес к певческой деятельности, увлечь ею. Одновременно должна сохраняться направленность на высокое качество исполнения музыки, на выработку качеств самоконтроля в действиях юных хористов.

Среди факторов, обеспечивающих успех работы с детьми и подростками, первоочередное значение имеют:

а) Умелый подбор певческого репертуара, способного заинтересовать и увлечь хориста;

б) Живая, образная речь педагога, иллюстрирующего музыкальный материал разного рода сравнениями, метафорами и т.д.;

в) Динамичная смена различных видов и форм занятий. Потенциальная сфера хорового коллектива – это своеобразная «кладовая» творческих, музыкальных, жизненных ресурсов общности, обеспечивающих развитие коллектива как специфической социальной системы – хора. Потенциал коллектива представляет собой его возможности в настоящем и будущем. В качестве потенциалов выступают нравственные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, интересы, мотивы, организованность, отлаженная система управления, сплоченность, организаторские и творческие возможности коллектива. Что же такое потенциал, давайте обратимся к данному понятию. Потенциал - это нечто, что может проявиться и стать реальным. Потенциал хорового коллектива представляет собой возможности постоянного развития, проявляющие себя каждый раз, когда перед хоровым коллективом ставятся новые музыкально- творческие задачи, требующие кропотливой работы и высокого художественного исполнения.

С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что потенциал хорового коллектива заключается не только в возможностях развития хора в целом, но и в возможностях развития личности каждого из его членов, в том числе и преподавателя. Для отечественной педагогики в общепринятом является положение о взаимозависимости процессов развития личности и коллектива. Развитие хорового коллектива обусловлено активностью его членов, уровнем их интеллектуального, музыкального, творческого и физического развития, их возможностями и способностями. А развитие личности музыканта, в свою очередь зависит от уровня развития хора, как творческого коллектива и социума, а также сложившихся в нем системой ценностей, мотиваций, межличностных и деловых отношений.

Рассматривая структуру хора как системы, необходимо выделить «креативное поле хорового коллектива» - совокупность переживаемых субъектом – «здесь и теперь» - побудителей его творческой активности. Креативное поле хорового коллектива – это та «новая сила» эмоционального напряжения, интеллектуальной мощности «сила» переживаний, проявления чувств, которые рождаются в результате творческого взаимодействия субъектов (хористов и концертмейстера), достижения совместных целей. Поэтому креативное поле является основной характеристикой хора как субъекта воспитания, так как все его образующие отдельные факторы воздействуют в определенной целостности.

Основываясь на концепции воспитания коллектива А.В.Петровского можно выделить главные составляющие групповой творческой активности хора:

1. Коллективно-групповое самоопределение – реальная самооценка хора в целом с позицией сегодняшних возможностей, ретроспективная самооценка (сравнение приобретенных умений с теми, которые имелись ранее , потенциальная самооценка будущих достижений в своей музыкально-хоровой деятельности ), направленность на развитие, самореализация;

2. Эмоционально - экспрессивная составляющая;

3. Идентификация – погружение в эмоционально-творческое состояние , в атмосферу художественного образа музыкального сочинения , понимание главной мысли , сущности произведения , замысла дирижёра;

4. Творческо-деятельностное единство – взаимопонимание творческого коллектива, сплоченность, совокупность межгрупповых (между партиями) коммуникативных связей, ценностных ориентаций , ожиданий , наличие интеллектуального и волевого единства , успешность совместных концертных выступлений , создание ситуации успеха.

Таким образом ,воспитательный потенциал хорового коллектива понимается как совокупность музыкально-творческих, социально психологических факторов и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные, межличностные и групповые изменения , влияющие на художественно-творческое развитие хора и хористов. Педагогические условия, будучи специально созданными призваны придать воспитательным факторам созидательный, позитивно преобразовательный смысл.

Говоря о воспитательном потенциале хорового коллектива нельзя забывать и о роли его руководителя. Пока педагог (вокалист ли, хормейстер ли) имеет искренний интерес к своей работе, к себе как к певцу и руководителю, развивают свои певческие, творческие способности, развиваются и его ученики, развивается хор.