Email: muz.det@yandex.ru

Телефон: +7 846 6044956

Поступающим на обучение Антикоррупционная деятельность Обратная связь

Детская школа искусств

Кинель-Черкасского района Самарской области

Вместе с нами в мир искусства!

Страница директора

Музыка в развитии ребенка.

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы: не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук.

На рубеже третьего тысячелетия во многих странах педагогическое сообщество осознало ограниченность и опасность механической функциональности в понимании человека и его общественнойроли. Теперь, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма грозит поставить под угрозу будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первуюочередь музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.

Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека, особенно в повышенно-восприимчивом детском возрасте, объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом, так как музыкальные функции очень широко расположены в мозгу и обнимают все его зоны — музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Музыкальные функции расположены и в правом и в левом полушарии; слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования и взаимодействия в музыкальном восприятии и творчестве. Первое, что отмечают исследователи, говоря об оптимизации работы мозга с помощью музыки, это большая согласованность работы мозговых полушарий. Другие виды деятельности не дают такой же согласованности и параллелизма обоих полушарий, что говорит о гармонизующем воздействии музыки на мозговую деятельность, об усилении взаимодействия между мозговыми структурами под влиянием музыки и музицирования.

Школьная наука во многом полагается на аналитические навыки: школьнику нужно разложить преподносимый материал на составные части, работать над каждой частью (правилом, законом, наблюдаемым отношением, фрагментом текста) отдельно, и, в конце концов, сформировать целостную картину изучаемого процесса. Аналитические навыки необходимы и при изучении языка, когда нужно усваивать структуру слов и предложений, и при изучении математики, когда нужно знать, из чего состоят и как строятся те или иные формулы. Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков необходимых, прежде всего, в изучении точных наук. Так занимаясь музыкой, человек привыкает мыслить иерархично: в его сознании складываются правила образования структур, он знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей музыкального целого.

Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга; стоя у истоков человеческого интеллекта, музыка не может не помочь его работе, поскольку навыки мышления в процессе эволюции складывались как практические. Абстрактное мышление и научные способы познания мира выросли из недр конкретного и чувственного мышления, из мышления художественного. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, кото­рые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка — лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить — мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью — эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.

 

Материал по книге доктора искусствоведения и психолога Д. Кирнарской «Психология специальных способностей. Музыкальные способности» подготовила Н.Г. Колесникова, директор Детской школы искусств. 

Обратная связь

Возникшие вопросы можно направлять на электрорнную почту muz.det@yandex.ru и в группу Вконтакте

Нажимая кнопку "Отправить", вы даете Согласие на обработку персональных данных.